Меню:

Если Вы не нашли нужного товара или информации, обращайтесь по номерам телефонов:

8 (495) 633-26-04

или закажите обратный звонок:

Цены на сырье
Нефть 25/04
Алюминий 25/04
Никель 25/04
Цены на драгметаллы
Золото 25/04 -1.12% 6925.11
Серебро 25/04 -3.77% 80.05
Платина 25/04 -3.2% 2691.59
Палладий 25/04 -2.7% 2965.21
Курсы России Сегодня +/- Завтра
USD 92.5058 -0.3744 92.1314
EUR 98.9118 -0.2039 98.7079
1181.2 1181.5
16.24 16.27
1002.0 1012.0
683.3 686.3
1477.0
10442.0
5190.0 5195.0
47.39
43.79 43.82
Данные на 16:56 мск

О новейших сварочных технологиях в газовой отрасли

Печатная версия сайтаРаспечатать
Array
(
    [TAGS] => 
    [~TAGS] => 
    [ID] => 113704
    [~ID] => 113704
    [NAME] => О новейших сварочных технологиях в газовой отрасли
    [~NAME] => О новейших сварочных технологиях в газовой отрасли
    [IBLOCK_ID] => 1
    [~IBLOCK_ID] => 1
    [IBLOCK_SECTION_ID] => 115
    [~IBLOCK_SECTION_ID] => 115
    [DETAIL_TEXT] => 

Дальнейшее развитие сварочного производства и повышение его технического уровня должно идти по направлениям, обусловленным как реализацией новых масштабных инвестиционных проектов.

111.jpg

Расскажите, пожалуйста, о новейших технологиях в области сварки, используемых при строительстве газопроводов. Какие современные российские сварочные технологии способны конкурировать с зарубежными?

Н.А. – С начала 60-х гг. прошлого века перспективным направлением повышения производительности труда с одновременным улучшением качества продукции стала постепенная замена ручной электродуговой сварки штучными электродами механизированной и автоматической сваркой. В то время советская сварочная школа имела значительные достижения. Были созданы уникальные технологии и оборудование для контактной сварки неповоротных стыков труб: установки ТКУП-321, ТКУС-321, комплексы «Север», с использованием которых было сварено более 70 тыс. км трубопроводов, в том числе около 6 тыс. км в условиях Крайнего Севера. Была создана оригинальная технология автоматической сварки неповоротных стыков труб самозащитной порошковой проволокой с принудительным формированием шва – комплекс «Стык». С помощью этой технологии построено более 10 тыс. км магистральных газо- и нефтепроводов.

Однако в 90-е гг., когда резко упали объемы строительства магистральных трубопроводов, на отечественных трассах стали применяться главным образом западные технологии и оборудование. Лидирующее положение в этой нише заняли системы двухсторонней автоматической сварки фирмы CRCEvans (США). Нашел промышленное применение и способ управления переносом капли через дуговой промежуток за счет сил поверхностного натяжения (Surface Tension Transfer – STT-процесс), предложенный фирмой Lincoln Electric (США). Использование двух дуг в одной сварочной горелке реализовала фирма Serimax (Франция). Тандемное перемещение двух сварочных горелок одной сварочной головкой стали использовать фирмы Lincoln Electric (США) и ESAB (Швеция).

Правда, в последние годы ситуация стала изменяться к лучшему. Предприятие НПП «Технотрон» (Чебоксары) разработало свой оригинальный процесс каплепереноса, получивший название «управляемый каплеперенос» (УКП), и начиная с 2008 г. применяло его при сварке в трассовых условиях автоматом для орбитальной сварки УАСТ-1 собственной конструкции при строительстве участка магистрального газопровода Починки – Грязовец.

К сожалению, можно констатировать, что производительность перечисленных разработок не может быть существенно увеличена, а применение в качестве источника тепла помимо дугового разряда других источников энергии, например луча лазера, пока не дало практических результатов. Поэтому дальнейшее повышение производительности процессов сварки и обеспечение высокого качества сварных соединений могут быть достигнуты либо путем минимизации участия сварщика в их реализации, либо сочетанием лучших свойств уже известных процессов сварки, т. е. использованием комбинированных технологий.

С точки зрения минимизации влияния сварщика на процесс сварки наиболее перспективно применение адаптивных цифровых технологий, исключающих участие сварщика в поддержании необходимой длины дуги, раскладке валиков в слое, выборе управляющих воздействий для компенсации несовершенства сборки, в том числе по зазорам в стыке и несоосности кромки. Оснащение сварочной установки комплектом датчиков (лазерный сканер, датчики положения головки, длины дуги, центра колебаний, пирометр) позволяет полностью заменить и превзойти органы восприятия оператора, что вкупе с цифровым управлением установкой выводит дуговую сварку на новый уровень автоматизации и качества соединений.

Среди комбинированных технологий сварки наибольшие перспективы имеют комбинированная контактно-дуговая сварка утолщенного корня шва с заполнением разделки и выполнением облицовочных слоев сваркой плавящими электродами и использованием порошковых проволок и гибридная сварка, в которой одновременно используется сварка плавящимся электродом и лучом лазера. В первых двух технологиях Россия имеет абсолютный приоритет. Данные технологии не только могут на равных конкурировать с зарубежными, но и существенно превосходят их. Достаточно сказать, что комбинированная контактно-дуговая сварка обеспечивает сварку одной установкой не менее 20 стыков в час на трубопроводах диаметром 1420 мм. Практическая реализация данных предложений будет способствовать восстановлению престижа российской школы сварки трубопроводов.

Следует отметить, что в разработке гибридных технологий наша страна имеет устойчивые позиции: первый патент по гибридной сварке был получен членом-корреспондентом РАН В. А. Лопотой. Однако, так как работы по гибридной сварке проводятся не только в нашей стране, но и в Германии (Cloos Schweisstchnik), Австрии (Fronius International GmbH), Швеции (ESAB) и других странах, то безусловным лидером станет та страна, которая первой осуществит промышленное внедрение гибридных технологий при строительстве трубопроводов.

– Как Вы оцениваете перспективы востребованности технологии контактной стыковой сварки оплавлением и комбинированной контактно-дуговой сварки толстостенных труб большого диаметра для строительства сухопутных и морских газопроводов?

Н.А. – Наивысшей производительностью среди известных способов сварки стыков трубопроводов обладает контактная сварка оплавлением. Достаточно сказать, что сварка одного стыка трубопровода диаметром 1220 мм и толщиной стенки 14 мм составляет менее 1 мин.

Россия является единственной страной, обладающей опытом применения контактной сварки оплавлением трубопроводов. В 1988 г. группа разработчиков данного способа сварки из ВНИИСТа, ИЭС им. Е. О. Патона, других организаций была отмечена Ленинской премией. Однако высокие энергозатраты при сварке толстостенных труб большого диаметра и давления с наружным антикоррозионным и внутренним гладкостенным покрытием (диаметр труб 1420 мм, толщина сте-нок 32 мм), ужесточение требований к вязко-пластическим свойствам сварных соединений, в том числе по ударной вязкости, привело к необходимости дальнейшего совершенствования данного способа сварки.

Поэтому для сварки современных магистральных газопроводов большого диаметра с большими толщинами стенок труб и внутренним гладкостенным покрытием наиболее перспективна комбинированная контактно-дуговая сварка, при которой сварка утолщенного корня выполняется контактной сваркой оплавлением, а заполнение оставшейся части разделки – автоматической дуговой сваркой.

При комбинированной контактно-дуговой сварке решается сразу несколько проблем:

  • реализуется процесс двухсторон-ней сварки;
  • совмещаются операции сборки-сварки в одном устройстве;
  • за счет отжигающего действия дуговой сварки обеспечиваются высокие значения вязко-пластических свойств сварных соединений;
  • снижаются энергозатраты при сварке толстостенных труб;
  • существенно повышается производительность процесса сварки трубопроводов.

Применение автоматической орбитальной сварки плавящимся электродом при заполнении разделки позволит исключить трудоемкую технологическую операцию – термообработку сварных соединений.

Как я уже упоминал, комбинированная контактно-дуговая сварка имеет существенное преимущество в производительности по сравнению со всеми другими известными способами дуговой сварки. Поэтому после завершения работ по созданию нового поколения оборудования, которым в настоящее время занимаются ОАО «Псковэлектросвар» и МГТУ им. Н. Э. Баумана, и организации его серийного выпуска комбинированная контактно-дуговая сварка займет достойное место при строительстве как сухопутных, так и морских газопроводов. В частности, в результате конкурса, прошед-шего в рамках Второго Юго-Восточного Европейского Конгресса Междуна-родного института сварки в г. София (Болгария), метод автоматической контактной стыковой сварки непрерывным оплавлением был рекомендован для использования при строительстве газопровода «Южный поток».

Дальнейшее развитие сварочного производства и повышение его технического уровня должно идти по направлениям, обусловленным как реализацией новых масштабных инвестиционных проектов с новыми техническими параметрами МГ, с применением высокопрочных труб нового поколения с большими толщинами стенок и производством сварочного-монтажных работ в условиях Крайнего Севера, так и старением системы магистральных и промысловых газопроводов, что требует резкого увеличения объемов капитального ремонта.

Николай Алешин, академик РАН, директор ФГУ НУЦ «Сварка и контроль» при МГТУ им. Н. Э. Баумана,
корреспондент Е.Г. Остроумова, журнал «Газовая промышленность»

Источник:  Центр сварки 21

[~DETAIL_TEXT] =>

Дальнейшее развитие сварочного производства и повышение его технического уровня должно идти по направлениям, обусловленным как реализацией новых масштабных инвестиционных проектов.

111.jpg

Расскажите, пожалуйста, о новейших технологиях в области сварки, используемых при строительстве газопроводов. Какие современные российские сварочные технологии способны конкурировать с зарубежными?

Н.А. – С начала 60-х гг. прошлого века перспективным направлением повышения производительности труда с одновременным улучшением качества продукции стала постепенная замена ручной электродуговой сварки штучными электродами механизированной и автоматической сваркой. В то время советская сварочная школа имела значительные достижения. Были созданы уникальные технологии и оборудование для контактной сварки неповоротных стыков труб: установки ТКУП-321, ТКУС-321, комплексы «Север», с использованием которых было сварено более 70 тыс. км трубопроводов, в том числе около 6 тыс. км в условиях Крайнего Севера. Была создана оригинальная технология автоматической сварки неповоротных стыков труб самозащитной порошковой проволокой с принудительным формированием шва – комплекс «Стык». С помощью этой технологии построено более 10 тыс. км магистральных газо- и нефтепроводов.

Однако в 90-е гг., когда резко упали объемы строительства магистральных трубопроводов, на отечественных трассах стали применяться главным образом западные технологии и оборудование. Лидирующее положение в этой нише заняли системы двухсторонней автоматической сварки фирмы CRCEvans (США). Нашел промышленное применение и способ управления переносом капли через дуговой промежуток за счет сил поверхностного натяжения (Surface Tension Transfer – STT-процесс), предложенный фирмой Lincoln Electric (США). Использование двух дуг в одной сварочной горелке реализовала фирма Serimax (Франция). Тандемное перемещение двух сварочных горелок одной сварочной головкой стали использовать фирмы Lincoln Electric (США) и ESAB (Швеция).

Правда, в последние годы ситуация стала изменяться к лучшему. Предприятие НПП «Технотрон» (Чебоксары) разработало свой оригинальный процесс каплепереноса, получивший название «управляемый каплеперенос» (УКП), и начиная с 2008 г. применяло его при сварке в трассовых условиях автоматом для орбитальной сварки УАСТ-1 собственной конструкции при строительстве участка магистрального газопровода Починки – Грязовец.

К сожалению, можно констатировать, что производительность перечисленных разработок не может быть существенно увеличена, а применение в качестве источника тепла помимо дугового разряда других источников энергии, например луча лазера, пока не дало практических результатов. Поэтому дальнейшее повышение производительности процессов сварки и обеспечение высокого качества сварных соединений могут быть достигнуты либо путем минимизации участия сварщика в их реализации, либо сочетанием лучших свойств уже известных процессов сварки, т. е. использованием комбинированных технологий.

С точки зрения минимизации влияния сварщика на процесс сварки наиболее перспективно применение адаптивных цифровых технологий, исключающих участие сварщика в поддержании необходимой длины дуги, раскладке валиков в слое, выборе управляющих воздействий для компенсации несовершенства сборки, в том числе по зазорам в стыке и несоосности кромки. Оснащение сварочной установки комплектом датчиков (лазерный сканер, датчики положения головки, длины дуги, центра колебаний, пирометр) позволяет полностью заменить и превзойти органы восприятия оператора, что вкупе с цифровым управлением установкой выводит дуговую сварку на новый уровень автоматизации и качества соединений.

Среди комбинированных технологий сварки наибольшие перспективы имеют комбинированная контактно-дуговая сварка утолщенного корня шва с заполнением разделки и выполнением облицовочных слоев сваркой плавящими электродами и использованием порошковых проволок и гибридная сварка, в которой одновременно используется сварка плавящимся электродом и лучом лазера. В первых двух технологиях Россия имеет абсолютный приоритет. Данные технологии не только могут на равных конкурировать с зарубежными, но и существенно превосходят их. Достаточно сказать, что комбинированная контактно-дуговая сварка обеспечивает сварку одной установкой не менее 20 стыков в час на трубопроводах диаметром 1420 мм. Практическая реализация данных предложений будет способствовать восстановлению престижа российской школы сварки трубопроводов.

Следует отметить, что в разработке гибридных технологий наша страна имеет устойчивые позиции: первый патент по гибридной сварке был получен членом-корреспондентом РАН В. А. Лопотой. Однако, так как работы по гибридной сварке проводятся не только в нашей стране, но и в Германии (Cloos Schweisstchnik), Австрии (Fronius International GmbH), Швеции (ESAB) и других странах, то безусловным лидером станет та страна, которая первой осуществит промышленное внедрение гибридных технологий при строительстве трубопроводов.

– Как Вы оцениваете перспективы востребованности технологии контактной стыковой сварки оплавлением и комбинированной контактно-дуговой сварки толстостенных труб большого диаметра для строительства сухопутных и морских газопроводов?

Н.А. – Наивысшей производительностью среди известных способов сварки стыков трубопроводов обладает контактная сварка оплавлением. Достаточно сказать, что сварка одного стыка трубопровода диаметром 1220 мм и толщиной стенки 14 мм составляет менее 1 мин.

Россия является единственной страной, обладающей опытом применения контактной сварки оплавлением трубопроводов. В 1988 г. группа разработчиков данного способа сварки из ВНИИСТа, ИЭС им. Е. О. Патона, других организаций была отмечена Ленинской премией. Однако высокие энергозатраты при сварке толстостенных труб большого диаметра и давления с наружным антикоррозионным и внутренним гладкостенным покрытием (диаметр труб 1420 мм, толщина сте-нок 32 мм), ужесточение требований к вязко-пластическим свойствам сварных соединений, в том числе по ударной вязкости, привело к необходимости дальнейшего совершенствования данного способа сварки.

Поэтому для сварки современных магистральных газопроводов большого диаметра с большими толщинами стенок труб и внутренним гладкостенным покрытием наиболее перспективна комбинированная контактно-дуговая сварка, при которой сварка утолщенного корня выполняется контактной сваркой оплавлением, а заполнение оставшейся части разделки – автоматической дуговой сваркой.

При комбинированной контактно-дуговой сварке решается сразу несколько проблем:

  • реализуется процесс двухсторон-ней сварки;
  • совмещаются операции сборки-сварки в одном устройстве;
  • за счет отжигающего действия дуговой сварки обеспечиваются высокие значения вязко-пластических свойств сварных соединений;
  • снижаются энергозатраты при сварке толстостенных труб;
  • существенно повышается производительность процесса сварки трубопроводов.

Применение автоматической орбитальной сварки плавящимся электродом при заполнении разделки позволит исключить трудоемкую технологическую операцию – термообработку сварных соединений.

Как я уже упоминал, комбинированная контактно-дуговая сварка имеет существенное преимущество в производительности по сравнению со всеми другими известными способами дуговой сварки. Поэтому после завершения работ по созданию нового поколения оборудования, которым в настоящее время занимаются ОАО «Псковэлектросвар» и МГТУ им. Н. Э. Баумана, и организации его серийного выпуска комбинированная контактно-дуговая сварка займет достойное место при строительстве как сухопутных, так и морских газопроводов. В частности, в результате конкурса, прошед-шего в рамках Второго Юго-Восточного Европейского Конгресса Междуна-родного института сварки в г. София (Болгария), метод автоматической контактной стыковой сварки непрерывным оплавлением был рекомендован для использования при строительстве газопровода «Южный поток».

Дальнейшее развитие сварочного производства и повышение его технического уровня должно идти по направлениям, обусловленным как реализацией новых масштабных инвестиционных проектов с новыми техническими параметрами МГ, с применением высокопрочных труб нового поколения с большими толщинами стенок и производством сварочного-монтажных работ в условиях Крайнего Севера, так и старением системы магистральных и промысловых газопроводов, что требует резкого увеличения объемов капитального ремонта.

Николай Алешин, академик РАН, директор ФГУ НУЦ «Сварка и контроль» при МГТУ им. Н. Э. Баумана,
корреспондент Е.Г. Остроумова, журнал «Газовая промышленность»

Источник:  Центр сварки 21

[DETAIL_TEXT_TYPE] => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_TEXT] => Дальнейшее развитие сварочного производства и повышение его технического уровня должно идти по направлениям, обусловленным как реализацией новых масштабных инвестиционных проектов. [~PREVIEW_TEXT] => Дальнейшее развитие сварочного производства и повышение его технического уровня должно идти по направлениям, обусловленным как реализацией новых масштабных инвестиционных проектов. [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [DETAIL_PICTURE] => [~DETAIL_PICTURE] => [TIMESTAMP_X] => 26.02.2021 08:15:07 [~TIMESTAMP_X] => 26.02.2021 08:15:07 [ACTIVE_FROM] => 26.02.2021 [~ACTIVE_FROM] => 26.02.2021 [LIST_PAGE_URL] => /news/ [~LIST_PAGE_URL] => /news/ [DETAIL_PAGE_URL] => /news/115/113704/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /news/115/113704/ [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [CODE] => o_noveyshikh_svarochnykh_tekhnologiyakh_v_gazovoy_otrasli [~CODE] => o_noveyshikh_svarochnykh_tekhnologiyakh_v_gazovoy_otrasli [EXTERNAL_ID] => 113704 [~EXTERNAL_ID] => 113704 [IBLOCK_TYPE_ID] => news [~IBLOCK_TYPE_ID] => news [IBLOCK_CODE] => news [~IBLOCK_CODE] => news [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => clothes_news_s1 [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => clothes_news_s1 [LID] => s1 [~LID] => s1 [NAV_RESULT] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 26.02.2021 [IPROPERTY_VALUES] => Array ( [SECTION_META_TITLE] => О новейших сварочных технологиях в газовой отрасли [SECTION_META_KEYWORDS] => о новейших сварочных технологиях в газовой отрасли [SECTION_META_DESCRIPTION] => Дальнейшее развитие сварочного производства и повышение его технического уровня должно идти по направлениям, обусловленным как реализацией новых масштабных инвестиционных проектов. [SECTION_PAGE_TITLE] => О новейших сварочных технологиях в газовой отрасли [ELEMENT_META_TITLE] => О новейших сварочных технологиях в газовой отрасли [ELEMENT_META_KEYWORDS] => о новейших сварочных технологиях в газовой отрасли [ELEMENT_META_DESCRIPTION] => Дальнейшее развитие сварочного производства и повышение его технического уровня должно идти по направлениям, обусловленным как реализацией новых масштабных инвестиционных проектов. [ELEMENT_PAGE_TITLE] => О новейших сварочных технологиях в газовой отрасли [SECTION_PICTURE_FILE_ALT] => О новейших сварочных технологиях в газовой отрасли [SECTION_PICTURE_FILE_TITLE] => О новейших сварочных технологиях в газовой отрасли [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => О новейших сварочных технологиях в газовой отрасли [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => О новейших сварочных технологиях в газовой отрасли [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_ALT] => О новейших сварочных технологиях в газовой отрасли [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_TITLE] => О новейших сварочных технологиях в газовой отрасли [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => О новейших сварочных технологиях в газовой отрасли [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => О новейших сварочных технологиях в газовой отрасли ) [FIELDS] => Array ( [TAGS] => ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( ) [IBLOCK] => Array ( [ID] => 1 [~ID] => 1 [TIMESTAMP_X] => 15.02.2016 17:09:48 [~TIMESTAMP_X] => 15.02.2016 17:09:48 [IBLOCK_TYPE_ID] => news [~IBLOCK_TYPE_ID] => news [LID] => s1 [~LID] => s1 [CODE] => news [~CODE] => news [NAME] => Пресс-центр [~NAME] => Пресс-центр [ACTIVE] => Y [~ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [LIST_PAGE_URL] => /news/ [~LIST_PAGE_URL] => /news/ [DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#SECTION_ID#/#ELEMENT_ID#/ [~DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#SECTION_ID#/#ELEMENT_ID#/ [SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#SECTION_ID#/ [~SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#SECTION_ID#/ [PICTURE] => [~PICTURE] => [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [DESCRIPTION_TYPE] => text [~DESCRIPTION_TYPE] => text [RSS_TTL] => 24 [~RSS_TTL] => 24 [RSS_ACTIVE] => Y [~RSS_ACTIVE] => Y [RSS_FILE_ACTIVE] => N [~RSS_FILE_ACTIVE] => N [RSS_FILE_LIMIT] => 0 [~RSS_FILE_LIMIT] => 0 [RSS_FILE_DAYS] => 0 [~RSS_FILE_DAYS] => 0 [RSS_YANDEX_ACTIVE] => N [~RSS_YANDEX_ACTIVE] => N [XML_ID] => clothes_news_s1 [~XML_ID] => clothes_news_s1 [TMP_ID] => 7892ec079502a4fafaa420df15fe1cad [~TMP_ID] => 7892ec079502a4fafaa420df15fe1cad [INDEX_ELEMENT] => Y [~INDEX_ELEMENT] => Y [INDEX_SECTION] => Y [~INDEX_SECTION] => Y [WORKFLOW] => N [~WORKFLOW] => N [BIZPROC] => N [~BIZPROC] => N [SECTION_CHOOSER] => L [~SECTION_CHOOSER] => L [LIST_MODE] => [~LIST_MODE] => [RIGHTS_MODE] => S [~RIGHTS_MODE] => S [SECTION_PROPERTY] => N [~SECTION_PROPERTY] => N [PROPERTY_INDEX] => N [~PROPERTY_INDEX] => N [VERSION] => 1 [~VERSION] => 1 [LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [~LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [SOCNET_GROUP_ID] => [~SOCNET_GROUP_ID] => [EDIT_FILE_BEFORE] => [~EDIT_FILE_BEFORE] => [EDIT_FILE_AFTER] => [~EDIT_FILE_AFTER] => [SECTIONS_NAME] => Разделы [~SECTIONS_NAME] => Разделы [SECTION_NAME] => Раздел [~SECTION_NAME] => Раздел [ELEMENTS_NAME] => Новости [~ELEMENTS_NAME] => Новости [ELEMENT_NAME] => Новость [~ELEMENT_NAME] => Новость [CANONICAL_PAGE_URL] => [~CANONICAL_PAGE_URL] => [EXTERNAL_ID] => clothes_news_s1 [~EXTERNAL_ID] => clothes_news_s1 [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [SERVER_NAME] => www.alfa-industry.ru [~SERVER_NAME] => www.alfa-industry.ru ) [SECTION] => Array ( [PATH] => Array ( [0] => Array ( [ID] => 115 [~ID] => 115 [TIMESTAMP_X] => 2015-11-25 18:37:33 [~TIMESTAMP_X] => 2015-11-25 18:37:33 [MODIFIED_BY] => 2 [~MODIFIED_BY] => 2 [DATE_CREATE] => 2015-09-29 20:10:16 [~DATE_CREATE] => 2015-09-29 20:10:16 [CREATED_BY] => 1 [~CREATED_BY] => 1 [IBLOCK_ID] => 1 [~IBLOCK_ID] => 1 [IBLOCK_SECTION_ID] => [~IBLOCK_SECTION_ID] => [ACTIVE] => Y [~ACTIVE] => Y [GLOBAL_ACTIVE] => Y [~GLOBAL_ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [NAME] => Технические статьи [~NAME] => Технические статьи [PICTURE] => [~PICTURE] => [LEFT_MARGIN] => 21 [~LEFT_MARGIN] => 21 [RIGHT_MARGIN] => 22 [~RIGHT_MARGIN] => 22 [DEPTH_LEVEL] => 1 [~DEPTH_LEVEL] => 1 [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [DESCRIPTION_TYPE] => text [~DESCRIPTION_TYPE] => text [SEARCHABLE_CONTENT] => ТЕХНИЧЕСКИЕ СТАТЬИ [~SEARCHABLE_CONTENT] => ТЕХНИЧЕСКИЕ СТАТЬИ [CODE] => [~CODE] => [XML_ID] => 115 [~XML_ID] => 115 [TMP_ID] => [~TMP_ID] => [DETAIL_PICTURE] => [~DETAIL_PICTURE] => [SOCNET_GROUP_ID] => [~SOCNET_GROUP_ID] => [LIST_PAGE_URL] => /news/ [~LIST_PAGE_URL] => /news/ [SECTION_PAGE_URL] => /news/115/ [~SECTION_PAGE_URL] => /news/115/ [IBLOCK_TYPE_ID] => news [~IBLOCK_TYPE_ID] => news [IBLOCK_CODE] => news [~IBLOCK_CODE] => news [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => clothes_news_s1 [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => clothes_news_s1 [EXTERNAL_ID] => 115 [~EXTERNAL_ID] => 115 [IPROPERTY_VALUES] => Array ( [SECTION_META_TITLE] => Технические статьи [SECTION_META_KEYWORDS] => технические статьи [SECTION_META_DESCRIPTION] => [SECTION_PAGE_TITLE] => Технические статьи [ELEMENT_META_TITLE] => Технические статьи [ELEMENT_META_KEYWORDS] => технические статьи [ELEMENT_META_DESCRIPTION] => [ELEMENT_PAGE_TITLE] => Технические статьи [SECTION_PICTURE_FILE_ALT] => Технические статьи [SECTION_PICTURE_FILE_TITLE] => Технические статьи [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Технические статьи [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Технические статьи [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_ALT] => Технические статьи [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_TITLE] => Технические статьи [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Технические статьи [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Технические статьи ) ) ) ) [SECTION_URL] => /news/115/ )
Поделиться:
О новейших сварочных технологиях в газовой отрасли
26.02.2021

Дальнейшее развитие сварочного производства и повышение его технического уровня должно идти по направлениям, обусловленным как реализацией новых масштабных инвестиционных проектов.

111.jpg

Расскажите, пожалуйста, о новейших технологиях в области сварки, используемых при строительстве газопроводов. Какие современные российские сварочные технологии способны конкурировать с зарубежными?

Н.А. – С начала 60-х гг. прошлого века перспективным направлением повышения производительности труда с одновременным улучшением качества продукции стала постепенная замена ручной электродуговой сварки штучными электродами механизированной и автоматической сваркой. В то время советская сварочная школа имела значительные достижения. Были созданы уникальные технологии и оборудование для контактной сварки неповоротных стыков труб: установки ТКУП-321, ТКУС-321, комплексы «Север», с использованием которых было сварено более 70 тыс. км трубопроводов, в том числе около 6 тыс. км в условиях Крайнего Севера. Была создана оригинальная технология автоматической сварки неповоротных стыков труб самозащитной порошковой проволокой с принудительным формированием шва – комплекс «Стык». С помощью этой технологии построено более 10 тыс. км магистральных газо- и нефтепроводов.

Однако в 90-е гг., когда резко упали объемы строительства магистральных трубопроводов, на отечественных трассах стали применяться главным образом западные технологии и оборудование. Лидирующее положение в этой нише заняли системы двухсторонней автоматической сварки фирмы CRCEvans (США). Нашел промышленное применение и способ управления переносом капли через дуговой промежуток за счет сил поверхностного натяжения (Surface Tension Transfer – STT-процесс), предложенный фирмой Lincoln Electric (США). Использование двух дуг в одной сварочной горелке реализовала фирма Serimax (Франция). Тандемное перемещение двух сварочных горелок одной сварочной головкой стали использовать фирмы Lincoln Electric (США) и ESAB (Швеция).

Правда, в последние годы ситуация стала изменяться к лучшему. Предприятие НПП «Технотрон» (Чебоксары) разработало свой оригинальный процесс каплепереноса, получивший название «управляемый каплеперенос» (УКП), и начиная с 2008 г. применяло его при сварке в трассовых условиях автоматом для орбитальной сварки УАСТ-1 собственной конструкции при строительстве участка магистрального газопровода Починки – Грязовец.

К сожалению, можно констатировать, что производительность перечисленных разработок не может быть существенно увеличена, а применение в качестве источника тепла помимо дугового разряда других источников энергии, например луча лазера, пока не дало практических результатов. Поэтому дальнейшее повышение производительности процессов сварки и обеспечение высокого качества сварных соединений могут быть достигнуты либо путем минимизации участия сварщика в их реализации, либо сочетанием лучших свойств уже известных процессов сварки, т. е. использованием комбинированных технологий.

С точки зрения минимизации влияния сварщика на процесс сварки наиболее перспективно применение адаптивных цифровых технологий, исключающих участие сварщика в поддержании необходимой длины дуги, раскладке валиков в слое, выборе управляющих воздействий для компенсации несовершенства сборки, в том числе по зазорам в стыке и несоосности кромки. Оснащение сварочной установки комплектом датчиков (лазерный сканер, датчики положения головки, длины дуги, центра колебаний, пирометр) позволяет полностью заменить и превзойти органы восприятия оператора, что вкупе с цифровым управлением установкой выводит дуговую сварку на новый уровень автоматизации и качества соединений.

Среди комбинированных технологий сварки наибольшие перспективы имеют комбинированная контактно-дуговая сварка утолщенного корня шва с заполнением разделки и выполнением облицовочных слоев сваркой плавящими электродами и использованием порошковых проволок и гибридная сварка, в которой одновременно используется сварка плавящимся электродом и лучом лазера. В первых двух технологиях Россия имеет абсолютный приоритет. Данные технологии не только могут на равных конкурировать с зарубежными, но и существенно превосходят их. Достаточно сказать, что комбинированная контактно-дуговая сварка обеспечивает сварку одной установкой не менее 20 стыков в час на трубопроводах диаметром 1420 мм. Практическая реализация данных предложений будет способствовать восстановлению престижа российской школы сварки трубопроводов.

Следует отметить, что в разработке гибридных технологий наша страна имеет устойчивые позиции: первый патент по гибридной сварке был получен членом-корреспондентом РАН В. А. Лопотой. Однако, так как работы по гибридной сварке проводятся не только в нашей стране, но и в Германии (Cloos Schweisstchnik), Австрии (Fronius International GmbH), Швеции (ESAB) и других странах, то безусловным лидером станет та страна, которая первой осуществит промышленное внедрение гибридных технологий при строительстве трубопроводов.

– Как Вы оцениваете перспективы востребованности технологии контактной стыковой сварки оплавлением и комбинированной контактно-дуговой сварки толстостенных труб большого диаметра для строительства сухопутных и морских газопроводов?

Н.А. – Наивысшей производительностью среди известных способов сварки стыков трубопроводов обладает контактная сварка оплавлением. Достаточно сказать, что сварка одного стыка трубопровода диаметром 1220 мм и толщиной стенки 14 мм составляет менее 1 мин.

Россия является единственной страной, обладающей опытом применения контактной сварки оплавлением трубопроводов. В 1988 г. группа разработчиков данного способа сварки из ВНИИСТа, ИЭС им. Е. О. Патона, других организаций была отмечена Ленинской премией. Однако высокие энергозатраты при сварке толстостенных труб большого диаметра и давления с наружным антикоррозионным и внутренним гладкостенным покрытием (диаметр труб 1420 мм, толщина сте-нок 32 мм), ужесточение требований к вязко-пластическим свойствам сварных соединений, в том числе по ударной вязкости, привело к необходимости дальнейшего совершенствования данного способа сварки.

Поэтому для сварки современных магистральных газопроводов большого диаметра с большими толщинами стенок труб и внутренним гладкостенным покрытием наиболее перспективна комбинированная контактно-дуговая сварка, при которой сварка утолщенного корня выполняется контактной сваркой оплавлением, а заполнение оставшейся части разделки – автоматической дуговой сваркой.

При комбинированной контактно-дуговой сварке решается сразу несколько проблем:

  • реализуется процесс двухсторон-ней сварки;
  • совмещаются операции сборки-сварки в одном устройстве;
  • за счет отжигающего действия дуговой сварки обеспечиваются высокие значения вязко-пластических свойств сварных соединений;
  • снижаются энергозатраты при сварке толстостенных труб;
  • существенно повышается производительность процесса сварки трубопроводов.

Применение автоматической орбитальной сварки плавящимся электродом при заполнении разделки позволит исключить трудоемкую технологическую операцию – термообработку сварных соединений.

Как я уже упоминал, комбинированная контактно-дуговая сварка имеет существенное преимущество в производительности по сравнению со всеми другими известными способами дуговой сварки. Поэтому после завершения работ по созданию нового поколения оборудования, которым в настоящее время занимаются ОАО «Псковэлектросвар» и МГТУ им. Н. Э. Баумана, и организации его серийного выпуска комбинированная контактно-дуговая сварка займет достойное место при строительстве как сухопутных, так и морских газопроводов. В частности, в результате конкурса, прошед-шего в рамках Второго Юго-Восточного Европейского Конгресса Междуна-родного института сварки в г. София (Болгария), метод автоматической контактной стыковой сварки непрерывным оплавлением был рекомендован для использования при строительстве газопровода «Южный поток».

Дальнейшее развитие сварочного производства и повышение его технического уровня должно идти по направлениям, обусловленным как реализацией новых масштабных инвестиционных проектов с новыми техническими параметрами МГ, с применением высокопрочных труб нового поколения с большими толщинами стенок и производством сварочного-монтажных работ в условиях Крайнего Севера, так и старением системы магистральных и промысловых газопроводов, что требует резкого увеличения объемов капитального ремонта.

Николай Алешин, академик РАН, директор ФГУ НУЦ «Сварка и контроль» при МГТУ им. Н. Э. Баумана,
корреспондент Е.Г. Остроумова, журнал «Газовая промышленность»

Источник:  Центр сварки 21

Советуем подписаться на наши страницы в социальных сетях: Facebook | Вконтакте | Twitter | Google+  | Одноклассники

Рейтинг статьи:
0
0
Просмотров: 476
Комментарии

Оставить отзыв


Поделиться: