Меню:

Если Вы не нашли нужного товара или информации, обращайтесь по номерам телефонов:

8 (495) 633-26-04

или закажите обратный звонок:

Цены на сырье
Нефть 01/12
Алюминий 01/12
Никель 01/12
Цены на драгметаллы
Золото 01/12 -1.56% 4341.07
Серебро 01/12 -0.51% 56.68
Платина 01/12 +0.97% 2359.24
Палладий 01/12 +1.04% 5889.52
Курсы России Сегодня
USD 76.1999
EUR 91.2037
1181.2 1181.5
16.24 16.27
1002.0 1012.0
683.3 686.3
1477.0
10442.0
5190.0 5195.0
47.39
43.79 43.82
Данные на 16:56 мск

Самый тяжелый и долгоживущий: палубный бомбардировщик Douglas A3D Skywarrior и его модификации

Печатная версия сайтаРаспечатать
Array
(
    [0] => 
    [1] => news
    [2] => 104
    [3] => 112023
    [4] => 
)
Array
(
    [TAGS] => Авиастроение, Самолеты
    [~TAGS] => Авиастроение, Самолеты
    [ID] => 112023
    [~ID] => 112023
    [NAME] => Самый тяжелый и долгоживущий: палубный бомбардировщик Douglas A3D Skywarrior и его модификации
    [~NAME] => Самый тяжелый и долгоживущий: палубный бомбардировщик Douglas A3D Skywarrior и его модификации
    [IBLOCK_ID] => 1
    [~IBLOCK_ID] => 1
    [IBLOCK_SECTION_ID] => 104
    [~IBLOCK_SECTION_ID] => 104
    [DETAIL_TEXT] => 

В 1956 г. на вооружение ВМС США поступил первый в истории дальний палубный бомбардировщик стратегического назначения Douglas A3D Skywarrior. Эта машина могла доставлять ядерные боеприпасы на дальность в тысячи километров и серьезно расширяла боевые возможности флота. В дальнейшем столь удачная воздушная платформа освоила новые роли и установила ряд рекордов.

Суперавианосцы и суперсамолеты


В послевоенный период командование ВМС США прорабатывало пути дальнейшего развития авианосцев и палубной авиации. Так, в 1947-48 гг. появилось предложение о строительстве авианосцев с водоизмещением более 75-80 тыс.т и полетной палубой длиной 330 м, что позволяло обеспечивать работу реактивных самолетов с большим взлетным весом. Результатом такого проекта в 1949 г. стала закладка корабля USS United States (CVA-58).

В январе 1948 г. ВМС запросили разработку перспективного палубного дальнего бомбардировщика, способного нести ядерное и обычное оружие массой не менее 10 тыс. фунтов (ок. 4,5 т). Максимальный взлетный вес такой машины ограничили 100 тыс. фунтов – 45 т. Также предъявлялись высокие требования к летно-техническим и боевым характеристикам. Программа разработки получила индекс OS-111. Предварительные проекты ожидались к декабрю 1948 г.


К участию в OS-111 пригласили 14 ведущих авиастроительных организаций США. Шесть из них отказались ввиду большой загрузки, а восемь оставшихся проявили интерес. По тем или иным причинам, только компания Douglas Aircraft представила документацию в заданные сроки, причем сразу на два проекта. Два ее завода разработали проекты Model 593 и Model 1181, а также несколько их вариантов.

В общей сложности ВМС получили 21 предварительный проект с теми или иными особенностями. Специалисты рассмотрели их и выбрали наиболее удачные. В конце марта 1949 г. заказ на продолжение работ получили компании Curtiss Wright с 12 вариантами проекта P-558 и Douglas, представившая три версии развития «593». На разработку конкурсных проектов выделили по 810 тыс. долл.

Процессы развития


Разработка бомбардировщика Model 593 осуществлялась на заводе «Дуглас» в г. Эль-Сегундо под руководством Эдварда Генри Хайнеманна. В сжатые сроки конструкторский коллектив смог сформировать примерный облик будущего самолета, а затем разработать несколько промежуточных проектов с теми или иными особенностями, развивавшие основные идеи. Затем приступили к техническому проектированию полноценного самолета.


Уже на ранних стадиях Э. Хайнеманн выступил с несколькими важными предложениями. В первую очередь, он сомневался в возможности строительства авианосца «Юнайтед Стейтс», поэтому палубный самолет следовало делать под менее крупные корабли. В дальнейшем эти сомнения подтвердились – строительство авианосца остановили через несколько дней после закладки.

Кроме того, главный конструктор ожидал, что в ближайшем будущем будут созданы более легкие и компактные атомные бомбы – соответственно, пропадала необходимость в объемном грузоотсеке и большой грузоподъемности, усложняющей проект. Также следовало проработать несколько вариантов силовой установки, на случай проблем с выбранным двигателем и с учетом появления перспективных альтернатив.

В 1949 г. появился финальный вариант проекта с рабочим обозначением Model 593-7. На протяжении развития исходного проекта конструкторам удавалось сохранять взлетную массу на уровне 30-32 т – в отличие от конкурентов. В июле того же года именно это стало решающим преимуществом при определении победителя конкурса.


Контракт на строительство новых бомбардировщиков получила именно компания Douglas с ее проектом «593-7». Документ предусматривал строительство двух летных прототипов и одного планера для летных испытаний. Новая машина получила официальный индекс ВМС XA3D-1 и имя Skywarrior («Небесный воин»).

Технические особенности


Проект XA3D-1 / «593-7» предлагал строительство самолета-высокоплана со стреловидным крылом и хвостовым оперением традиционной конструкции. Фюзеляж большого удлинения вмещал кабину пилотов, приборные отсеки, объемный грузоотсек и т.д. Для высвобождения объемов внутри фюзеляжа двигатели вынесли в подкрыльевые гондолы. Крыло стреловидностью 36° выполнили складным: консоли поворачивались вверх навстречу друг другу. Киль складывался вправо, уменьшая стояночную высоту.

Размах крыла в полетном положении составлял 22,1 м, длина самолета – 23,3 м. Сухую массу конструкции удержали на уровне 17,9 т, нормальная взлетная достигала 31,5 т. Максимальный взлетный вес превышал 37 т, а по мере развития проекта и создания новых модификаций дополнительно увеличивался.


Изначально XA3D-1 использовал пару турбореактивных двигателей Westinghouse J40, но серийные машины комплектовались более удачными Pratt & Whitney J57 с тягой более 5600 кгс каждый. В ходе испытаний они позволили получить максимальную скорость 980 км/ч, практический потолок 12 км и перегоночную дальность 4670 км. Обеспечивались взлетно-посадочные характеристики, позволявшие работать с авианосцев типа Midway.

Экипаж бомбардировщика состоял из трех человек. Все они находились в общей носовой кабине. Пилот и штурман сидели бок о бок, за ними спиной вперед располагался оператор вооружений. Для сокращения взлетного веса было решено отказаться от катапультных кресел. Поскольку самолет должен был летать в основном на больших высотах, вместо катапультирования предлагалось использовать аварийный люк.

Встроенное вооружение для самозащиты состояло из двух 20-мм автоматических пушек M3L на кормовой установке. Они управлялись дистанционно при помощи радиолокационного прицела. В бомболюк загружалось до 5400 кг бомбового вооружения – свободнопадающие изделия разных типов в разном количестве или один специальный боеприпас существующего типа. Для применения оружия использовалась прицельная система AN/ASB-1A на основе РЛС.

В ходе испытаний


Строительство опытных самолетов заметно затянулось, и первый подали на испытания только в сентябре 1952 г. Машину доставили на авиабазу Эдвардс, где начались испытания. Через несколько недель начались скоростные пробежки с подлетами, а 28 октября состоялся первый полет. С его помощью выявили целый ряд недостатков, исправление которых заняло немало времени. Второй полет удалось провести только в начале декабря.


По результатам первых полетов было принято окончательное решение о замене опытных двигателей XJ40-WE-3 на более новую модификацию XJ40-WE-6. Однако и это не помогло и даже привело к новым проблемам. С марта по август 1953 г. действовал запрет на полеты с недоведенными моторами XJ-40, и испытания XA3D-1 фактически остановились. Летом следующего года проблему решили кардинальным образом, заменив неудачные двигатели более совершенными J57.

С октября 1953 г. в летных испытаниях участвовали два опытных бомбардировщика. Были выявлены и исправлены проблемы со всеми бортовыми системами, доведены двигатели и средства управления. Также удалось избавиться от колебаний при открытии бомболюка и зависания сбрасываемых бомб. Впрочем, некоторые недочеты пришлось исправлять уже на стадии запуска серийного производства.

Самолет в серии


Первый заказ на партию из 12 самолетов A3D-1 появился в начале 1951 г. К этому времени новый бомбардировщик существовал только на бумаге, и даже до старта испытаний оставалось более полутора лет. Трудности на стадии разработки и испытаний приводили к постепенному пересмотру сроков сдачи техники.


Первую партию серийных бомбардировщиков достроили только к середине 1953 г., и к этому времени был подписан второй контракт на 38 машин. Среди прочего, он предусматривал доработку конструкции с учетом результатов испытаний. Вследствие этого самолеты второй партии выгодно отличались от предшественников и показывали более высокие характеристики. Несмотря на отличия, полсотни самолетов двух партий формально относились к первой модификации A3D-1. Позже их переименовали в A-3A.

В июне 1956 г. в воздух поднялся первый серийный самолет модификации A3D-2. Он отличался двигателями J57 новой модификации, усиленным планером, рядом новых бортовых систем и т.д. Впервые на самолете A3D появилась система дозаправки в полете. В дальнейшем, по мере производства A3D-2, внедрялись другие доработки. В частности, большое внимание уделяли планомерному развитию комплекса радиоэлектронных средств.

Производство бомбардировщиков A3D-1/2 продолжалось до 1961 г. За несколько лет построили 282 самолета, основную массу которых составила техника второй модификации. Самолеты передавались ряду эскадрилий ВМС, служивших на разных базах, в т.ч. за рубежом. В минимальное время они могли перелететь на заданный авианосец и отправиться к месту выполнения боевых задач.

Новые роли


В 1961 г. на вооружение ВМС США поступила новейшая баллистическая ракета для подводных лодок UGM-27 Polaris. Такое средство доставки имело очевидные преимущества перед дальним бомбардировщиком, что привело к закономерным результатам. К 1964 г. A3D-1, к тому времени переименованный в A-3B, перестал быть полноценной частью стратегических ядерных сил. Теперь он рассматривался только как носитель конвенционального оружия.


Уже в пятидесятых годах, по предложению ВМС, компания Douglas начала проработку самолета-заправщика на базе дальнего бомбардировщика. С 1956 г. осуществлялись летные испытания разных вариантов заправочного оборудования. Сначала использовалась система «труба-конус», но в дальнейшем перешли к мягкому шлангу с конусом на конце. Кроме того, в грузоотсеке помещался дополнительный бак на 4,6 тыс.л топлива.

Танкер под названием KA-3B поступил на вооружение. Первые машины этого типа представляли собой серийные бомбардировщики, достроенные по новому проекту. Затем танкеры делали только путем переоснащения строевых самолетов.

В тот же период создавался самолет разведки RA-3B. На нем имелся набор аэрофотоаппаратов для съемки местности. Носителем средств радиотехнической разведки и радиоэлектронной борьбы стал самолет EA-3B. Как и заправщики, разведчики перестраивались из бомбардировщиков. При этом несколько EA-3B выполнили на базе танкеров. Получившиеся самолеты EKA-3B могли вести разведку и заправлять другие машины, однако такие возможности использовались крайне редко.


Начиная с шестидесятых годов, несколько самолетов A-3B передали разным авиастроительным и научно-исследовательским организациям, которые использовали их в качестве платформы для исследований. Подобные летающие лаборатории обеспечили создание целого ряда перспективных боевых самолетов.

Рекорды «Небесного воина»


Несмотря на потерю роли стратегического бомбардировщика, A-3B продолжал службу. В частности, такие самолеты активно использовались во время войны во Вьетнаме для ведения разведки и нанесения бомбовых ударов. В дальнейшем, ввиду морального и физического устаревания, их начали списывать. Последние разведчики EA-3B продолжали службу до начала девяностых годов и даже поучаствовали в «Буре в пустыне». Последнюю летающую лабораторию A-3B списали только в 2011 г. Большая часть техники отправилась на утилизацию, но два десятка машин сохранили в музеях.

38-тонный самолет Douglas A3D-1 / A-3B Skywarrior стал первым американским стратегическим бомбардировщиком палубного базирования. В дальнейшем это направление получило ограниченное развитие, однако новые самолеты не превзошли A-3B по размерам и массе. Кроме того, этот самолет в разных модификациях оставался на вооружении в течение 35 лет, что выделяет его на фоне другой техники ВМС США. Таким образом, «Небесный воин» установил ряд рекордов, часть которых до сих пор не побита – и, вероятно, так и останется нетронутой.

Читайте также:

БОЕВЫЕ САМОЛЕТЫ. ТАКОЙ НЕЗАМЕТНЫЙ ВЕТЕРАН «ЭНСОН»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ЭКРАНОПЛАН ЭСКА-1

ЛМФС (ЛЕГКИЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ ФРОНТОВОЙ САМОЛЁТ)

СОВЕТСКИЙ БЕСПИЛОТНИК – ТУ-123 «ЯСТРЕБ»

БОЕВЫЕ САМОЛЕТЫ. ПРЕКРАСЕН ДО УЖАСА И НАОБОРОТ

Источник:  ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ

[~DETAIL_TEXT] =>

В 1956 г. на вооружение ВМС США поступил первый в истории дальний палубный бомбардировщик стратегического назначения Douglas A3D Skywarrior. Эта машина могла доставлять ядерные боеприпасы на дальность в тысячи километров и серьезно расширяла боевые возможности флота. В дальнейшем столь удачная воздушная платформа освоила новые роли и установила ряд рекордов.

Суперавианосцы и суперсамолеты


В послевоенный период командование ВМС США прорабатывало пути дальнейшего развития авианосцев и палубной авиации. Так, в 1947-48 гг. появилось предложение о строительстве авианосцев с водоизмещением более 75-80 тыс.т и полетной палубой длиной 330 м, что позволяло обеспечивать работу реактивных самолетов с большим взлетным весом. Результатом такого проекта в 1949 г. стала закладка корабля USS United States (CVA-58).

В январе 1948 г. ВМС запросили разработку перспективного палубного дальнего бомбардировщика, способного нести ядерное и обычное оружие массой не менее 10 тыс. фунтов (ок. 4,5 т). Максимальный взлетный вес такой машины ограничили 100 тыс. фунтов – 45 т. Также предъявлялись высокие требования к летно-техническим и боевым характеристикам. Программа разработки получила индекс OS-111. Предварительные проекты ожидались к декабрю 1948 г.


К участию в OS-111 пригласили 14 ведущих авиастроительных организаций США. Шесть из них отказались ввиду большой загрузки, а восемь оставшихся проявили интерес. По тем или иным причинам, только компания Douglas Aircraft представила документацию в заданные сроки, причем сразу на два проекта. Два ее завода разработали проекты Model 593 и Model 1181, а также несколько их вариантов.

В общей сложности ВМС получили 21 предварительный проект с теми или иными особенностями. Специалисты рассмотрели их и выбрали наиболее удачные. В конце марта 1949 г. заказ на продолжение работ получили компании Curtiss Wright с 12 вариантами проекта P-558 и Douglas, представившая три версии развития «593». На разработку конкурсных проектов выделили по 810 тыс. долл.

Процессы развития


Разработка бомбардировщика Model 593 осуществлялась на заводе «Дуглас» в г. Эль-Сегундо под руководством Эдварда Генри Хайнеманна. В сжатые сроки конструкторский коллектив смог сформировать примерный облик будущего самолета, а затем разработать несколько промежуточных проектов с теми или иными особенностями, развивавшие основные идеи. Затем приступили к техническому проектированию полноценного самолета.


Уже на ранних стадиях Э. Хайнеманн выступил с несколькими важными предложениями. В первую очередь, он сомневался в возможности строительства авианосца «Юнайтед Стейтс», поэтому палубный самолет следовало делать под менее крупные корабли. В дальнейшем эти сомнения подтвердились – строительство авианосца остановили через несколько дней после закладки.

Кроме того, главный конструктор ожидал, что в ближайшем будущем будут созданы более легкие и компактные атомные бомбы – соответственно, пропадала необходимость в объемном грузоотсеке и большой грузоподъемности, усложняющей проект. Также следовало проработать несколько вариантов силовой установки, на случай проблем с выбранным двигателем и с учетом появления перспективных альтернатив.

В 1949 г. появился финальный вариант проекта с рабочим обозначением Model 593-7. На протяжении развития исходного проекта конструкторам удавалось сохранять взлетную массу на уровне 30-32 т – в отличие от конкурентов. В июле того же года именно это стало решающим преимуществом при определении победителя конкурса.


Контракт на строительство новых бомбардировщиков получила именно компания Douglas с ее проектом «593-7». Документ предусматривал строительство двух летных прототипов и одного планера для летных испытаний. Новая машина получила официальный индекс ВМС XA3D-1 и имя Skywarrior («Небесный воин»).

Технические особенности


Проект XA3D-1 / «593-7» предлагал строительство самолета-высокоплана со стреловидным крылом и хвостовым оперением традиционной конструкции. Фюзеляж большого удлинения вмещал кабину пилотов, приборные отсеки, объемный грузоотсек и т.д. Для высвобождения объемов внутри фюзеляжа двигатели вынесли в подкрыльевые гондолы. Крыло стреловидностью 36° выполнили складным: консоли поворачивались вверх навстречу друг другу. Киль складывался вправо, уменьшая стояночную высоту.

Размах крыла в полетном положении составлял 22,1 м, длина самолета – 23,3 м. Сухую массу конструкции удержали на уровне 17,9 т, нормальная взлетная достигала 31,5 т. Максимальный взлетный вес превышал 37 т, а по мере развития проекта и создания новых модификаций дополнительно увеличивался.


Изначально XA3D-1 использовал пару турбореактивных двигателей Westinghouse J40, но серийные машины комплектовались более удачными Pratt & Whitney J57 с тягой более 5600 кгс каждый. В ходе испытаний они позволили получить максимальную скорость 980 км/ч, практический потолок 12 км и перегоночную дальность 4670 км. Обеспечивались взлетно-посадочные характеристики, позволявшие работать с авианосцев типа Midway.

Экипаж бомбардировщика состоял из трех человек. Все они находились в общей носовой кабине. Пилот и штурман сидели бок о бок, за ними спиной вперед располагался оператор вооружений. Для сокращения взлетного веса было решено отказаться от катапультных кресел. Поскольку самолет должен был летать в основном на больших высотах, вместо катапультирования предлагалось использовать аварийный люк.

Встроенное вооружение для самозащиты состояло из двух 20-мм автоматических пушек M3L на кормовой установке. Они управлялись дистанционно при помощи радиолокационного прицела. В бомболюк загружалось до 5400 кг бомбового вооружения – свободнопадающие изделия разных типов в разном количестве или один специальный боеприпас существующего типа. Для применения оружия использовалась прицельная система AN/ASB-1A на основе РЛС.

В ходе испытаний


Строительство опытных самолетов заметно затянулось, и первый подали на испытания только в сентябре 1952 г. Машину доставили на авиабазу Эдвардс, где начались испытания. Через несколько недель начались скоростные пробежки с подлетами, а 28 октября состоялся первый полет. С его помощью выявили целый ряд недостатков, исправление которых заняло немало времени. Второй полет удалось провести только в начале декабря.


По результатам первых полетов было принято окончательное решение о замене опытных двигателей XJ40-WE-3 на более новую модификацию XJ40-WE-6. Однако и это не помогло и даже привело к новым проблемам. С марта по август 1953 г. действовал запрет на полеты с недоведенными моторами XJ-40, и испытания XA3D-1 фактически остановились. Летом следующего года проблему решили кардинальным образом, заменив неудачные двигатели более совершенными J57.

С октября 1953 г. в летных испытаниях участвовали два опытных бомбардировщика. Были выявлены и исправлены проблемы со всеми бортовыми системами, доведены двигатели и средства управления. Также удалось избавиться от колебаний при открытии бомболюка и зависания сбрасываемых бомб. Впрочем, некоторые недочеты пришлось исправлять уже на стадии запуска серийного производства.

Самолет в серии


Первый заказ на партию из 12 самолетов A3D-1 появился в начале 1951 г. К этому времени новый бомбардировщик существовал только на бумаге, и даже до старта испытаний оставалось более полутора лет. Трудности на стадии разработки и испытаний приводили к постепенному пересмотру сроков сдачи техники.


Первую партию серийных бомбардировщиков достроили только к середине 1953 г., и к этому времени был подписан второй контракт на 38 машин. Среди прочего, он предусматривал доработку конструкции с учетом результатов испытаний. Вследствие этого самолеты второй партии выгодно отличались от предшественников и показывали более высокие характеристики. Несмотря на отличия, полсотни самолетов двух партий формально относились к первой модификации A3D-1. Позже их переименовали в A-3A.

В июне 1956 г. в воздух поднялся первый серийный самолет модификации A3D-2. Он отличался двигателями J57 новой модификации, усиленным планером, рядом новых бортовых систем и т.д. Впервые на самолете A3D появилась система дозаправки в полете. В дальнейшем, по мере производства A3D-2, внедрялись другие доработки. В частности, большое внимание уделяли планомерному развитию комплекса радиоэлектронных средств.

Производство бомбардировщиков A3D-1/2 продолжалось до 1961 г. За несколько лет построили 282 самолета, основную массу которых составила техника второй модификации. Самолеты передавались ряду эскадрилий ВМС, служивших на разных базах, в т.ч. за рубежом. В минимальное время они могли перелететь на заданный авианосец и отправиться к месту выполнения боевых задач.

Новые роли


В 1961 г. на вооружение ВМС США поступила новейшая баллистическая ракета для подводных лодок UGM-27 Polaris. Такое средство доставки имело очевидные преимущества перед дальним бомбардировщиком, что привело к закономерным результатам. К 1964 г. A3D-1, к тому времени переименованный в A-3B, перестал быть полноценной частью стратегических ядерных сил. Теперь он рассматривался только как носитель конвенционального оружия.


Уже в пятидесятых годах, по предложению ВМС, компания Douglas начала проработку самолета-заправщика на базе дальнего бомбардировщика. С 1956 г. осуществлялись летные испытания разных вариантов заправочного оборудования. Сначала использовалась система «труба-конус», но в дальнейшем перешли к мягкому шлангу с конусом на конце. Кроме того, в грузоотсеке помещался дополнительный бак на 4,6 тыс.л топлива.

Танкер под названием KA-3B поступил на вооружение. Первые машины этого типа представляли собой серийные бомбардировщики, достроенные по новому проекту. Затем танкеры делали только путем переоснащения строевых самолетов.

В тот же период создавался самолет разведки RA-3B. На нем имелся набор аэрофотоаппаратов для съемки местности. Носителем средств радиотехнической разведки и радиоэлектронной борьбы стал самолет EA-3B. Как и заправщики, разведчики перестраивались из бомбардировщиков. При этом несколько EA-3B выполнили на базе танкеров. Получившиеся самолеты EKA-3B могли вести разведку и заправлять другие машины, однако такие возможности использовались крайне редко.


Начиная с шестидесятых годов, несколько самолетов A-3B передали разным авиастроительным и научно-исследовательским организациям, которые использовали их в качестве платформы для исследований. Подобные летающие лаборатории обеспечили создание целого ряда перспективных боевых самолетов.

Рекорды «Небесного воина»


Несмотря на потерю роли стратегического бомбардировщика, A-3B продолжал службу. В частности, такие самолеты активно использовались во время войны во Вьетнаме для ведения разведки и нанесения бомбовых ударов. В дальнейшем, ввиду морального и физического устаревания, их начали списывать. Последние разведчики EA-3B продолжали службу до начала девяностых годов и даже поучаствовали в «Буре в пустыне». Последнюю летающую лабораторию A-3B списали только в 2011 г. Большая часть техники отправилась на утилизацию, но два десятка машин сохранили в музеях.

38-тонный самолет Douglas A3D-1 / A-3B Skywarrior стал первым американским стратегическим бомбардировщиком палубного базирования. В дальнейшем это направление получило ограниченное развитие, однако новые самолеты не превзошли A-3B по размерам и массе. Кроме того, этот самолет в разных модификациях оставался на вооружении в течение 35 лет, что выделяет его на фоне другой техники ВМС США. Таким образом, «Небесный воин» установил ряд рекордов, часть которых до сих пор не побита – и, вероятно, так и останется нетронутой.

Читайте также:

БОЕВЫЕ САМОЛЕТЫ. ТАКОЙ НЕЗАМЕТНЫЙ ВЕТЕРАН «ЭНСОН»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ЭКРАНОПЛАН ЭСКА-1

ЛМФС (ЛЕГКИЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ ФРОНТОВОЙ САМОЛЁТ)

СОВЕТСКИЙ БЕСПИЛОТНИК – ТУ-123 «ЯСТРЕБ»

БОЕВЫЕ САМОЛЕТЫ. ПРЕКРАСЕН ДО УЖАСА И НАОБОРОТ

Источник:  ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ

[DETAIL_TEXT_TYPE] => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_TEXT] => В 1956 г. на вооружение ВМС США поступил первый в истории дальний палубный бомбардировщик стратегического назначения Douglas A3D Skywarrior. Эта машина могла доставлять ядерные боеприпасы на дальность в тысячи километров и серьезно расширяла боевые возможности флота. В дальнейшем столь удачная воздушная платформа освоила новые роли и установила ряд рекордов. [~PREVIEW_TEXT] => В 1956 г. на вооружение ВМС США поступил первый в истории дальний палубный бомбардировщик стратегического назначения Douglas A3D Skywarrior. Эта машина могла доставлять ядерные боеприпасы на дальность в тысячи километров и серьезно расширяла боевые возможности флота. В дальнейшем столь удачная воздушная платформа освоила новые роли и установила ряд рекордов. [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [DETAIL_PICTURE] => [~DETAIL_PICTURE] => [TIMESTAMP_X] => 20.11.2020 07:51:23 [~TIMESTAMP_X] => 20.11.2020 07:51:23 [ACTIVE_FROM] => 20.11.2020 [~ACTIVE_FROM] => 20.11.2020 [LIST_PAGE_URL] => /news/ [~LIST_PAGE_URL] => /news/ [DETAIL_PAGE_URL] => /news/104/112023/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /news/104/112023/ [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [CODE] => samyy_tyazhelyy_i_dolgozhivushchiy_palubnyy_bombardirovshchik_douglas_a3d_skywarrior_i_ego_modifikats [~CODE] => samyy_tyazhelyy_i_dolgozhivushchiy_palubnyy_bombardirovshchik_douglas_a3d_skywarrior_i_ego_modifikats [EXTERNAL_ID] => 112023 [~EXTERNAL_ID] => 112023 [IBLOCK_TYPE_ID] => news [~IBLOCK_TYPE_ID] => news [IBLOCK_CODE] => news [~IBLOCK_CODE] => news [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => clothes_news_s1 [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => clothes_news_s1 [LID] => s1 [~LID] => s1 [NAV_RESULT] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 20.11.2020 [IPROPERTY_VALUES] => Array ( [SECTION_META_TITLE] => Самый тяжелый и долгоживущий: палубный бомбардировщик Douglas A3D Skywarrior и его модификации [SECTION_META_KEYWORDS] => самый тяжелый и долгоживущий: палубный бомбардировщик douglas a3d skywarrior и его модификации [SECTION_META_DESCRIPTION] => В 1956 г. на вооружение ВМС США поступил первый в истории дальний палубный бомбардировщик стратегического назначения Douglas A3D Skywarrior. Эта машина могла доставлять ядерные боеприпасы на дальность в тысячи километров и серьезно расширяла боевые возможности флота. В дальнейшем столь удачная воздушная платформа освоила новые роли и установила ряд рекордов. [SECTION_PAGE_TITLE] => Самый тяжелый и долгоживущий: палубный бомбардировщик Douglas A3D Skywarrior и его модификации [ELEMENT_META_TITLE] => Самый тяжелый и долгоживущий: палубный бомбардировщик Douglas A3D Skywarrior и его модификации [ELEMENT_META_KEYWORDS] => самый тяжелый и долгоживущий: палубный бомбардировщик douglas a3d skywarrior и его модификации [ELEMENT_META_DESCRIPTION] => В 1956 г. на вооружение ВМС США поступил первый в истории дальний палубный бомбардировщик стратегического назначения Douglas A3D Skywarrior. Эта машина могла доставлять ядерные боеприпасы на дальность в тысячи километров и серьезно расширяла боевые возможности флота. В дальнейшем столь удачная воздушная платформа освоила новые роли и установила ряд рекордов. [ELEMENT_PAGE_TITLE] => Самый тяжелый и долгоживущий: палубный бомбардировщик Douglas A3D Skywarrior и его модификации [SECTION_PICTURE_FILE_ALT] => Самый тяжелый и долгоживущий: палубный бомбардировщик Douglas A3D Skywarrior и его модификации [SECTION_PICTURE_FILE_TITLE] => Самый тяжелый и долгоживущий: палубный бомбардировщик Douglas A3D Skywarrior и его модификации [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Самый тяжелый и долгоживущий: палубный бомбардировщик Douglas A3D Skywarrior и его модификации [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Самый тяжелый и долгоживущий: палубный бомбардировщик Douglas A3D Skywarrior и его модификации [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_ALT] => Самый тяжелый и долгоживущий: палубный бомбардировщик Douglas A3D Skywarrior и его модификации [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_TITLE] => Самый тяжелый и долгоживущий: палубный бомбардировщик Douglas A3D Skywarrior и его модификации [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Самый тяжелый и долгоживущий: палубный бомбардировщик Douglas A3D Skywarrior и его модификации [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Самый тяжелый и долгоживущий: палубный бомбардировщик Douglas A3D Skywarrior и его модификации ) [FIELDS] => Array ( [TAGS] => Авиастроение, Самолеты ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( ) [IBLOCK] => Array ( [ID] => 1 [~ID] => 1 [TIMESTAMP_X] => 15.02.2016 17:09:48 [~TIMESTAMP_X] => 15.02.2016 17:09:48 [IBLOCK_TYPE_ID] => news [~IBLOCK_TYPE_ID] => news [LID] => s1 [~LID] => s1 [CODE] => news [~CODE] => news [NAME] => Пресс-центр [~NAME] => Пресс-центр [ACTIVE] => Y [~ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [LIST_PAGE_URL] => /news/ [~LIST_PAGE_URL] => /news/ [DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#SECTION_ID#/#ELEMENT_ID#/ [~DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#SECTION_ID#/#ELEMENT_ID#/ [SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#SECTION_ID#/ [~SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#SECTION_ID#/ [PICTURE] => [~PICTURE] => [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [DESCRIPTION_TYPE] => text [~DESCRIPTION_TYPE] => text [RSS_TTL] => 24 [~RSS_TTL] => 24 [RSS_ACTIVE] => Y [~RSS_ACTIVE] => Y [RSS_FILE_ACTIVE] => N [~RSS_FILE_ACTIVE] => N [RSS_FILE_LIMIT] => 0 [~RSS_FILE_LIMIT] => 0 [RSS_FILE_DAYS] => 0 [~RSS_FILE_DAYS] => 0 [RSS_YANDEX_ACTIVE] => N [~RSS_YANDEX_ACTIVE] => N [XML_ID] => clothes_news_s1 [~XML_ID] => clothes_news_s1 [TMP_ID] => c83b747129a532c27a029fc5ccf0d07c [~TMP_ID] => c83b747129a532c27a029fc5ccf0d07c [INDEX_ELEMENT] => Y [~INDEX_ELEMENT] => Y [INDEX_SECTION] => Y [~INDEX_SECTION] => Y [WORKFLOW] => N [~WORKFLOW] => N [BIZPROC] => N [~BIZPROC] => N [SECTION_CHOOSER] => L [~SECTION_CHOOSER] => L [LIST_MODE] => [~LIST_MODE] => [RIGHTS_MODE] => S [~RIGHTS_MODE] => S [SECTION_PROPERTY] => N [~SECTION_PROPERTY] => N [PROPERTY_INDEX] => N [~PROPERTY_INDEX] => N [VERSION] => 1 [~VERSION] => 1 [LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [~LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [SOCNET_GROUP_ID] => [~SOCNET_GROUP_ID] => [EDIT_FILE_BEFORE] => [~EDIT_FILE_BEFORE] => [EDIT_FILE_AFTER] => [~EDIT_FILE_AFTER] => [SECTIONS_NAME] => Разделы [~SECTIONS_NAME] => Разделы [SECTION_NAME] => Раздел [~SECTION_NAME] => Раздел [ELEMENTS_NAME] => Новости [~ELEMENTS_NAME] => Новости [ELEMENT_NAME] => Новость [~ELEMENT_NAME] => Новость [CANONICAL_PAGE_URL] => [~CANONICAL_PAGE_URL] => [EXTERNAL_ID] => clothes_news_s1 [~EXTERNAL_ID] => clothes_news_s1 [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [SERVER_NAME] => www.alfa-industry.ru [~SERVER_NAME] => www.alfa-industry.ru ) [SECTION] => Array ( [PATH] => Array ( [0] => Array ( [ID] => 104 [~ID] => 104 [TIMESTAMP_X] => 2015-11-25 18:37:33 [~TIMESTAMP_X] => 2015-11-25 18:37:33 [MODIFIED_BY] => 2 [~MODIFIED_BY] => 2 [DATE_CREATE] => 2015-07-17 14:13:03 [~DATE_CREATE] => 2015-07-17 14:13:03 [CREATED_BY] => 1 [~CREATED_BY] => 1 [IBLOCK_ID] => 1 [~IBLOCK_ID] => 1 [IBLOCK_SECTION_ID] => [~IBLOCK_SECTION_ID] => [ACTIVE] => Y [~ACTIVE] => Y [GLOBAL_ACTIVE] => Y [~GLOBAL_ACTIVE] => Y [SORT] => 5 [~SORT] => 5 [NAME] => Интересные статьи [~NAME] => Интересные статьи [PICTURE] => [~PICTURE] => [LEFT_MARGIN] => 9 [~LEFT_MARGIN] => 9 [RIGHT_MARGIN] => 10 [~RIGHT_MARGIN] => 10 [DEPTH_LEVEL] => 1 [~DEPTH_LEVEL] => 1 [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [DESCRIPTION_TYPE] => text [~DESCRIPTION_TYPE] => text [SEARCHABLE_CONTENT] => ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ [~SEARCHABLE_CONTENT] => ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ [CODE] => [~CODE] => [XML_ID] => 104 [~XML_ID] => 104 [TMP_ID] => [~TMP_ID] => [DETAIL_PICTURE] => [~DETAIL_PICTURE] => [SOCNET_GROUP_ID] => [~SOCNET_GROUP_ID] => [LIST_PAGE_URL] => /news/ [~LIST_PAGE_URL] => /news/ [SECTION_PAGE_URL] => /news/104/ [~SECTION_PAGE_URL] => /news/104/ [IBLOCK_TYPE_ID] => news [~IBLOCK_TYPE_ID] => news [IBLOCK_CODE] => news [~IBLOCK_CODE] => news [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => clothes_news_s1 [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => clothes_news_s1 [EXTERNAL_ID] => 104 [~EXTERNAL_ID] => 104 [IPROPERTY_VALUES] => Array ( [SECTION_META_TITLE] => Интересные статьи [SECTION_META_KEYWORDS] => интересные статьи [SECTION_META_DESCRIPTION] => [SECTION_PAGE_TITLE] => Интересные статьи [ELEMENT_META_TITLE] => Интересные статьи [ELEMENT_META_KEYWORDS] => интересные статьи [ELEMENT_META_DESCRIPTION] => [ELEMENT_PAGE_TITLE] => Интересные статьи [SECTION_PICTURE_FILE_ALT] => Интересные статьи [SECTION_PICTURE_FILE_TITLE] => Интересные статьи [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Интересные статьи [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Интересные статьи [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_ALT] => Интересные статьи [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_TITLE] => Интересные статьи [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Интересные статьи [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Интересные статьи ) ) ) ) [SECTION_URL] => /news/104/ )
Поделиться:
Самый тяжелый и долгоживущий: палубный бомбардировщик Douglas A3D Skywarrior и его модификации
20.11.2020

В 1956 г. на вооружение ВМС США поступил первый в истории дальний палубный бомбардировщик стратегического назначения Douglas A3D Skywarrior. Эта машина могла доставлять ядерные боеприпасы на дальность в тысячи километров и серьезно расширяла боевые возможности флота. В дальнейшем столь удачная воздушная платформа освоила новые роли и установила ряд рекордов.

Суперавианосцы и суперсамолеты


В послевоенный период командование ВМС США прорабатывало пути дальнейшего развития авианосцев и палубной авиации. Так, в 1947-48 гг. появилось предложение о строительстве авианосцев с водоизмещением более 75-80 тыс.т и полетной палубой длиной 330 м, что позволяло обеспечивать работу реактивных самолетов с большим взлетным весом. Результатом такого проекта в 1949 г. стала закладка корабля USS United States (CVA-58).

В январе 1948 г. ВМС запросили разработку перспективного палубного дальнего бомбардировщика, способного нести ядерное и обычное оружие массой не менее 10 тыс. фунтов (ок. 4,5 т). Максимальный взлетный вес такой машины ограничили 100 тыс. фунтов – 45 т. Также предъявлялись высокие требования к летно-техническим и боевым характеристикам. Программа разработки получила индекс OS-111. Предварительные проекты ожидались к декабрю 1948 г.


К участию в OS-111 пригласили 14 ведущих авиастроительных организаций США. Шесть из них отказались ввиду большой загрузки, а восемь оставшихся проявили интерес. По тем или иным причинам, только компания Douglas Aircraft представила документацию в заданные сроки, причем сразу на два проекта. Два ее завода разработали проекты Model 593 и Model 1181, а также несколько их вариантов.

В общей сложности ВМС получили 21 предварительный проект с теми или иными особенностями. Специалисты рассмотрели их и выбрали наиболее удачные. В конце марта 1949 г. заказ на продолжение работ получили компании Curtiss Wright с 12 вариантами проекта P-558 и Douglas, представившая три версии развития «593». На разработку конкурсных проектов выделили по 810 тыс. долл.

Процессы развития


Разработка бомбардировщика Model 593 осуществлялась на заводе «Дуглас» в г. Эль-Сегундо под руководством Эдварда Генри Хайнеманна. В сжатые сроки конструкторский коллектив смог сформировать примерный облик будущего самолета, а затем разработать несколько промежуточных проектов с теми или иными особенностями, развивавшие основные идеи. Затем приступили к техническому проектированию полноценного самолета.


Уже на ранних стадиях Э. Хайнеманн выступил с несколькими важными предложениями. В первую очередь, он сомневался в возможности строительства авианосца «Юнайтед Стейтс», поэтому палубный самолет следовало делать под менее крупные корабли. В дальнейшем эти сомнения подтвердились – строительство авианосца остановили через несколько дней после закладки.

Кроме того, главный конструктор ожидал, что в ближайшем будущем будут созданы более легкие и компактные атомные бомбы – соответственно, пропадала необходимость в объемном грузоотсеке и большой грузоподъемности, усложняющей проект. Также следовало проработать несколько вариантов силовой установки, на случай проблем с выбранным двигателем и с учетом появления перспективных альтернатив.

В 1949 г. появился финальный вариант проекта с рабочим обозначением Model 593-7. На протяжении развития исходного проекта конструкторам удавалось сохранять взлетную массу на уровне 30-32 т – в отличие от конкурентов. В июле того же года именно это стало решающим преимуществом при определении победителя конкурса.


Контракт на строительство новых бомбардировщиков получила именно компания Douglas с ее проектом «593-7». Документ предусматривал строительство двух летных прототипов и одного планера для летных испытаний. Новая машина получила официальный индекс ВМС XA3D-1 и имя Skywarrior («Небесный воин»).

Технические особенности


Проект XA3D-1 / «593-7» предлагал строительство самолета-высокоплана со стреловидным крылом и хвостовым оперением традиционной конструкции. Фюзеляж большого удлинения вмещал кабину пилотов, приборные отсеки, объемный грузоотсек и т.д. Для высвобождения объемов внутри фюзеляжа двигатели вынесли в подкрыльевые гондолы. Крыло стреловидностью 36° выполнили складным: консоли поворачивались вверх навстречу друг другу. Киль складывался вправо, уменьшая стояночную высоту.

Размах крыла в полетном положении составлял 22,1 м, длина самолета – 23,3 м. Сухую массу конструкции удержали на уровне 17,9 т, нормальная взлетная достигала 31,5 т. Максимальный взлетный вес превышал 37 т, а по мере развития проекта и создания новых модификаций дополнительно увеличивался.


Изначально XA3D-1 использовал пару турбореактивных двигателей Westinghouse J40, но серийные машины комплектовались более удачными Pratt & Whitney J57 с тягой более 5600 кгс каждый. В ходе испытаний они позволили получить максимальную скорость 980 км/ч, практический потолок 12 км и перегоночную дальность 4670 км. Обеспечивались взлетно-посадочные характеристики, позволявшие работать с авианосцев типа Midway.

Экипаж бомбардировщика состоял из трех человек. Все они находились в общей носовой кабине. Пилот и штурман сидели бок о бок, за ними спиной вперед располагался оператор вооружений. Для сокращения взлетного веса было решено отказаться от катапультных кресел. Поскольку самолет должен был летать в основном на больших высотах, вместо катапультирования предлагалось использовать аварийный люк.

Встроенное вооружение для самозащиты состояло из двух 20-мм автоматических пушек M3L на кормовой установке. Они управлялись дистанционно при помощи радиолокационного прицела. В бомболюк загружалось до 5400 кг бомбового вооружения – свободнопадающие изделия разных типов в разном количестве или один специальный боеприпас существующего типа. Для применения оружия использовалась прицельная система AN/ASB-1A на основе РЛС.

В ходе испытаний


Строительство опытных самолетов заметно затянулось, и первый подали на испытания только в сентябре 1952 г. Машину доставили на авиабазу Эдвардс, где начались испытания. Через несколько недель начались скоростные пробежки с подлетами, а 28 октября состоялся первый полет. С его помощью выявили целый ряд недостатков, исправление которых заняло немало времени. Второй полет удалось провести только в начале декабря.


По результатам первых полетов было принято окончательное решение о замене опытных двигателей XJ40-WE-3 на более новую модификацию XJ40-WE-6. Однако и это не помогло и даже привело к новым проблемам. С марта по август 1953 г. действовал запрет на полеты с недоведенными моторами XJ-40, и испытания XA3D-1 фактически остановились. Летом следующего года проблему решили кардинальным образом, заменив неудачные двигатели более совершенными J57.

С октября 1953 г. в летных испытаниях участвовали два опытных бомбардировщика. Были выявлены и исправлены проблемы со всеми бортовыми системами, доведены двигатели и средства управления. Также удалось избавиться от колебаний при открытии бомболюка и зависания сбрасываемых бомб. Впрочем, некоторые недочеты пришлось исправлять уже на стадии запуска серийного производства.

Самолет в серии


Первый заказ на партию из 12 самолетов A3D-1 появился в начале 1951 г. К этому времени новый бомбардировщик существовал только на бумаге, и даже до старта испытаний оставалось более полутора лет. Трудности на стадии разработки и испытаний приводили к постепенному пересмотру сроков сдачи техники.


Первую партию серийных бомбардировщиков достроили только к середине 1953 г., и к этому времени был подписан второй контракт на 38 машин. Среди прочего, он предусматривал доработку конструкции с учетом результатов испытаний. Вследствие этого самолеты второй партии выгодно отличались от предшественников и показывали более высокие характеристики. Несмотря на отличия, полсотни самолетов двух партий формально относились к первой модификации A3D-1. Позже их переименовали в A-3A.

В июне 1956 г. в воздух поднялся первый серийный самолет модификации A3D-2. Он отличался двигателями J57 новой модификации, усиленным планером, рядом новых бортовых систем и т.д. Впервые на самолете A3D появилась система дозаправки в полете. В дальнейшем, по мере производства A3D-2, внедрялись другие доработки. В частности, большое внимание уделяли планомерному развитию комплекса радиоэлектронных средств.

Производство бомбардировщиков A3D-1/2 продолжалось до 1961 г. За несколько лет построили 282 самолета, основную массу которых составила техника второй модификации. Самолеты передавались ряду эскадрилий ВМС, служивших на разных базах, в т.ч. за рубежом. В минимальное время они могли перелететь на заданный авианосец и отправиться к месту выполнения боевых задач.

Новые роли


В 1961 г. на вооружение ВМС США поступила новейшая баллистическая ракета для подводных лодок UGM-27 Polaris. Такое средство доставки имело очевидные преимущества перед дальним бомбардировщиком, что привело к закономерным результатам. К 1964 г. A3D-1, к тому времени переименованный в A-3B, перестал быть полноценной частью стратегических ядерных сил. Теперь он рассматривался только как носитель конвенционального оружия.


Уже в пятидесятых годах, по предложению ВМС, компания Douglas начала проработку самолета-заправщика на базе дальнего бомбардировщика. С 1956 г. осуществлялись летные испытания разных вариантов заправочного оборудования. Сначала использовалась система «труба-конус», но в дальнейшем перешли к мягкому шлангу с конусом на конце. Кроме того, в грузоотсеке помещался дополнительный бак на 4,6 тыс.л топлива.

Танкер под названием KA-3B поступил на вооружение. Первые машины этого типа представляли собой серийные бомбардировщики, достроенные по новому проекту. Затем танкеры делали только путем переоснащения строевых самолетов.

В тот же период создавался самолет разведки RA-3B. На нем имелся набор аэрофотоаппаратов для съемки местности. Носителем средств радиотехнической разведки и радиоэлектронной борьбы стал самолет EA-3B. Как и заправщики, разведчики перестраивались из бомбардировщиков. При этом несколько EA-3B выполнили на базе танкеров. Получившиеся самолеты EKA-3B могли вести разведку и заправлять другие машины, однако такие возможности использовались крайне редко.


Начиная с шестидесятых годов, несколько самолетов A-3B передали разным авиастроительным и научно-исследовательским организациям, которые использовали их в качестве платформы для исследований. Подобные летающие лаборатории обеспечили создание целого ряда перспективных боевых самолетов.

Рекорды «Небесного воина»


Несмотря на потерю роли стратегического бомбардировщика, A-3B продолжал службу. В частности, такие самолеты активно использовались во время войны во Вьетнаме для ведения разведки и нанесения бомбовых ударов. В дальнейшем, ввиду морального и физического устаревания, их начали списывать. Последние разведчики EA-3B продолжали службу до начала девяностых годов и даже поучаствовали в «Буре в пустыне». Последнюю летающую лабораторию A-3B списали только в 2011 г. Большая часть техники отправилась на утилизацию, но два десятка машин сохранили в музеях.

38-тонный самолет Douglas A3D-1 / A-3B Skywarrior стал первым американским стратегическим бомбардировщиком палубного базирования. В дальнейшем это направление получило ограниченное развитие, однако новые самолеты не превзошли A-3B по размерам и массе. Кроме того, этот самолет в разных модификациях оставался на вооружении в течение 35 лет, что выделяет его на фоне другой техники ВМС США. Таким образом, «Небесный воин» установил ряд рекордов, часть которых до сих пор не побита – и, вероятно, так и останется нетронутой.

Читайте также:

БОЕВЫЕ САМОЛЕТЫ. ТАКОЙ НЕЗАМЕТНЫЙ ВЕТЕРАН «ЭНСОН»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ЭКРАНОПЛАН ЭСКА-1

ЛМФС (ЛЕГКИЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ ФРОНТОВОЙ САМОЛЁТ)

СОВЕТСКИЙ БЕСПИЛОТНИК – ТУ-123 «ЯСТРЕБ»

БОЕВЫЕ САМОЛЕТЫ. ПРЕКРАСЕН ДО УЖАСА И НАОБОРОТ

Источник:  ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ

Советуем подписаться на наши страницы в социальных сетях: Facebook | Вконтакте | Twitter | Google+  | Одноклассники

Рейтинг статьи:
0
0
Просмотров: 84
Комментарии

Оставить отзыв


Поделиться: